Пневматическое испытание трубопроводов

При строительстве трубопроводов вдали от источников воды, а также зимой, когда вода замерзает, испытание трубопроводов проводят сжатым воздухом.

Если при проведении окончательного испытания поднять давление в трубопроводах до испытательного не разрешается по условиям техники безопасности, тогда проводят комбинированные испытания: предварительное - пневматическое (сжатым воздухом), а окончательное-гидравлическое (давлением воды).

Для проведения пневматического испытания требуются: компрессор, два пружинных манометра - один на трубе для подвода сжатого воздуха от компрессора, другой на противоположном конце испытываемого участка трубопровода; однотрубный жидкостный манометр; бачок для жидкостного манометра (рис. 44).

Подготовка трубопроводов к пневматическому испытанию ведется так же, как и к гидравлическому.

Длина испытываемого участка при пневматическом способе для асбестоцементных, чугунных и стальных труб не должна превышать более 1 км, а для полиэтиленовых - не более 0,5 км. Во время испытания трубы должны быть присыпаны грунтом выше шелыги на 30-50 см, и только стыки трубопроводов разрешается оставлять открытыми.

Дефекты на испытываемом участке трубопровода выявляют одним из следующих способов:

-по звуку просачивающегося воздуха;

-по пузырям мыльной эмульсиии, которую наносят непосредственно перед испытанием на стыковые соединения;

-по запаху просачивающегося одорированного воздуха (на любых трубопроводах, кроме полиэтиленовых).

 


Пневамтическое испытание трубопроводов

Одорант в виде аммиака, этилмеркаптана и других газов добавляется к воздуху, который подает компрессор при испытаниях.

Пневматическое испытание проводится так же в две стадии, как и гидравлическое: предварительное и окончательное. Окончательное испытание является сдаточным. Давление в трубопроводах в процессе их испытания должно повышаться постепенно ступенями, по 0,2 от испытательного давления, с интервалами по 5 мин.

Испытание стальных трубопроводов на прочность при рабочем давлении до 5 кгс/см2 проводится испытательным давлением 6 кгс/см2, а при рабочем давлении свыше 5 кгс/см2 - испытательным давлением на 15% выше рабочего. Вначале повышают давление до испытательного и под ним выдерживают трубопровод 30 мин. Затем давление снижают до 3 кгс/см2 и осматривают трубопровод.

Окончательное испытание проводят в следующем порядке.

1.Давление повышают снова до испытательного и выдерживают трубопровод под этим давлением 30 мин. Затем давление снижают до 0,5 кгс/см2 и под этим давлением выдерживают трубопровод в течение 24 ч.

2. Снова повышают давление до 3000 мм вод. ст. (при заполнении жидкостного манометра водой) или до 3450 мм вод. ст. (при заполнении его керосином).

Под этим давлением выдерживают трубопровод в течение определенного времени, которое для труб из разных материалов и разного диаметра установлено нормативами. По истечении этого времени по манометрам измеряют давление в трубопроводе и барометрическое давление и вычисляют величину снижения давления по формуле

где  Рн и Рк - давление в трубопроводе в начале и в конце
испытания;

Трубопровод считается выдержавшим испытание, если не будет обнаружено нарушения его целостности, а величина снижения давления не будет превышать допустимую величину.

Испытание чугунных трубопроводов пневматическим способом можно проводить, если рабочее давление в них не превышает 5 кгс/см2. При большем рабочем давлении пневматическим способом проводят только предварительное испытание, а окончательное - гидравлическим.

При проведении предварительного испытания (до засыпки траншей) вначале повышают давление до 1,5 кгс/см2 и под ним выдерживают трубопровод 30 мин. Затем это давление снижают до 1 кгс/см2 и осматривают трубопровод.

Окончательное испытание чугунных трубопроводов пневматическим способом проводят после засыпки траншей в том же порядке, что и стальных, но при испытательном давлении не выше 6 кгс/см2.

Испытание асбестоцементных трубопроводов пневматическим способом разрешается, если рабочее давление в них не выше 5 кгс/см2.

Предварительное испытание (на прочность) проводится под испытательным давлением, равным рабочему давлению плюс 2 кгс/см2, но не свыше 6 кгс/см2. Вначале давление повышают до 1,5 кгс/см2, после чего его снижают до 1 кгс/см2 и осматривают трубопровод. Дефекты устраняют при атмосферном давлении в трубопроводе.

Окончательное испытание асбестоцементных трубопроводов проводят так же, как и чугунных.

Испытание полиэтиленовых трубопроводов пневматическим способом разрешается проводить только на прочность, не ранее чем через два часа после выполнения последней сварки на испытываемом участке и без одорирования воздуха. Окончательное испытание (на плотность) следует проводить только гидравлическим способом.

Предварительное испытание пневматическим способом ведется при испытательном давлении на 50% выше рабочего, но не более: для труб на условное давление 6 кгс/см2- 9 кгс/см2; для труб на условное давление 2,5 кгс/см2 - 3,8 кгс/см2.

Под испытательным давлением трубопровод выдерживают в течение 30 мин. Затем давление снижают до 3 кгс/см2 и осматривают трубопровод. Дефекты устраняют при атмосферном давлении в трубопроводе.

Трубопровод считается выдержавшим испытание, если не будет обнаружено утечки или других дефектов на нем.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.