logo
Промышленный надзор и контроль при эксплуатации магистральных газопроводов

2. Назначение и классификация магистральных газопроводов

Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный для транспорта газа из района добычи или производства в район его потребления, или трубопровод, соединяющий отдельные газовые месторождения.

Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельным населенным пунктам и промышленным предприятиям.

В соответствии со СНиП 2.05.06-85* в зависимости от рабочего давления в трубопроводе магистральные газопроводы подразделяются на два класса: класс I - рабочее давление от 2,5 до 10 МПа включительно; класс II - рабочее давление от 1,2 до 2,5 МПа включительно. Газопроводы, эксплуатируемые при давлениях ниже 1,2 МПа, не относятся к магистральным. Это внутрипромысловые, внутризаводские, подводящие газопроводы, газовые сети в городах и населенных пунктах и другие трубопроводы.

По характеру линейной части различают газопроводы:

-магистральные, которые могут быть однониточными простыми (с одинаковым диаметром от головных сооружений до конечной газораспределительной станции) и телескопическими (с различным диаметром труб по трассе), а также многониточными, когда параллельно основной нитке проложены вторая, третья и последующие нитки;

-кольцевые, сооружаемые вокруг крупных городов для увеличения надежности снабжения газом и равномерной подачи газа, а также для объединения магистральных газопроводов в Единую газотранспортную систему страны.

Магистральные газопроводы и их участки подразделяются на категории, требования к которым в зависимости от условий работы, объема неразрушающего контроля сварных соединений и величин испытательного давления.

В соответствии со СНиП к магистральным газопроводам относят трубопроводы и ответвления (отводы) от них диаметром до 1420 мм с избыточным давлением транспортируемого продукта не более 10 МПа, предназначенные для транспортировки:

природного или попутного нефтяного углеводородного газа из районов добычи (от головных компрессорных станций (КС) до газораспределительных станций (ГРС)) городов и населенных пунктов;

Рисунок 1 - Схема магистрального газопровода:

1 - газовая скважина со «шлейфом»; 2 - газосборный пункт; 3 - газопромысловый коллектор; 4 - головные сооружения; 5 - ГКС; 6 - магистральный газопровод; 7 - запорная арматура; 8 - промежуточная КС; 9, 11, 13 - переходы соответственно через малую преграду, дорогу и крупную водную преграду; 10 - линия связи; 12 - аварийный запас труб; 14 - вдольтрассовая дорога с подъездами; 15, 26 - ГРС; 16 - отвод от газопровода; 17 - защитное сооружение; 18 - система ЭХЗ; 19 - ЛЭП; 20 - ПХГ; 21 - КС ПХГ; 22 - водосборник; 23 - дом линейного ремонтера-связиста; 24 - лупинг; 25 - вертолетная площадка; 27 - ГРП; 28 - городские газовые сети

На промысле газ от скважин под действием пластового давления по сборным индивидуальным газопроводам («шлейфам») поступает на газосборные пункты, где осуществляют первичный замер его, а при необходимости и редуцирование. От газосборных пунктов газ поступает в промысловый газосборный коллектор и по нему на головные сооружения (установку комплексной подготовки газа - УКПГ), где проводят его очистку, осушку, вторичный замер и доведение до товарной кондиции.

На головной КС газ компримируется до номинального рабочего давления (как правило, до 7,5 МПа). Затем он поступает в линейную часть магистрального газопровода.

К линейной части магистрального газопровода относят собственно магистральный газопровод с линейной арматурой, переходами через естественные и искусственные преграды, линиями технологической связи и электропередачи, вдольтрассовыми и подъездными дорогами, защитными сооружениями, отводами к промежуточным потребителям, водо- и конденсатосборниками и другими узлами, системой электрохимической защиты; лупинги, аварийный запас труб, вертолетные площадки и дома линейных ремонтеров-связистов.

В состав наземных объектов магистрального газопровода входят КС, ГРС и газораспределительные пункты (ГРП). Основные сооружения КС - компрессорная станция, ремонтно-эксплуатационный и служебно-эксплуатационные блоки, площадка с пылеуловителями, градирня, резервуар для воды, масляное хозяйство, установки охлаждения газа и др. При КС, как правило, сооружают жилой поселок. Головные сооружения и головная КС часто представляют собой единый площадочный комплекс. КС отстоят друг от друга на расстоянии примерно 125 км.

Газ, поступающий на ГРС, дополнительно обезвоживается, очищается, редуцируется (до 1,2 МПа), одоризуется, замеряется и распределяется по трубопроводам отдельных потребителей или групп их.

Подземные хранилища газа (с КС или без них) предназначены для регулирования сезонной неравномерности потребления газа (летом газ в них накапливается, а зимой подается потребителям). Подземные хранилища газа сооружают вблизи крупных городов и промышленных центров. Обычно газ закачивают в водоносные горизонты пористых пород, выработанные нефтяные и газовые месторождения или в специально разработанные (вымытые) хранилища в соляных отложениях значительной мощности.[2]

3. Государственный надзор при эксплуатации магистральных газопроводов

Согласно перечню эксплуатируемых опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора (Постановление правительства РФ от 1 января 2012 г.) магистральные газопроводы относятся к опасным производственным объектам.[3]

Настоящее Положение об осуществлении государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора) ( утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2012 г) устанавливает режим и порядок осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении отдельных опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений (далее - постоянный государственный надзор).

Постоянный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору

и ее территориальными органами (далее -- органы надзора).[3]

Режим постоянного государственного контроля (надзора) устанавливается в отношении отдельных опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в установленном порядке (далее - объекты повышенной опасности).

К отношениям, связанным с осуществлением постоянного государственного надзора, применяются положения Федерального закона

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных соответственно Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» и Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», если иное не установлено настоящим положением.

Постоянный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение в установленном порядке нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований промышленной безопасности, требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования).

Постоянный государственный надзор осуществляется посредством:

организации и проведения проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения, в отношении которых установлен режим постоянного контроля (надзора), обязательных требований;

принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений обязательных требований;

систематического наблюдения за исполнением обязательных требований;

анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.

Режим постоянного государственного контроля (надзора) предусматривает постоянное пребывание уполномоченных лиц органа надзора на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований

и выполнением мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений на таких объектах.

Постоянное пребывание уполномоченных лиц органа надзора

на объекте повышенной опасности достигается следующими методами:

обход и осмотр территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, зданий, строений, сооружений, помещений, применяемых на объекте повышенной опасности технических устройств, средств и оборудования;

осуществление оперативных мероприятий по контролю

за соблюдением обязательных требований к эксплуатации объекта повышенной опасности, безопасности технологических процессов и безопасному ведению работ на данном объекте, в том числе при обслуживании, текущем ремонте, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений, технических устройств, средств и оборудования, применяемых на опасном производственном объекте;

осуществление оперативных мероприятий по контролю

за соблюдением обязательных требований при осуществлении работ

по капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта повышенной опасности;

проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте повышенной опасности;

проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте повышенной опасности;

изучение организационно-распорядительной, нормативной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте повышенной опасности предусмотрено обязательными требованиями;

изучение и анализ предоставляемых сведений (отчетов)

о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, о результатах контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения;

запрос сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений;

обмен сведениями между органом надзора и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем о планируемых на объекте повышенной опасности мероприятиях, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования;

участие уполномоченных лиц органа надзора

в преддекларационных обследованиях гидротехнического сооружения;

наблюдение за работой и (или) участие в работе комиссий

по расследованию причин повреждений и инцидентов на объектах повышенной опасности;

наблюдение за соблюдением на объекте повышенной опасности требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа

по безопасности, стажировки на рабочем месте;

наблюдение и (или) участие в работе аттестационных комиссий юридического лица, индивидуального предпринимателя по аттестации специалистов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений;

проверка осуществления мер по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте повышенной опасности, профилактике подобных аварий, повреждений и инцидентов;

проверка правильности идентификации опасного производственного объекта, установления класса гидротехнического сооружения.

Установление в отношении объекта повышенной опасности постоянного государственного надзора не исключает организации

и проведения в отношении такого объекта и эксплуатирующей его организации плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Назначение лиц органа надзора, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор на объекте повышенной опасности, осуществляется на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) органа надзора, в котором указываются:

наименование органа надзора;

фамилии, имена, отчества, должности уполномоченных

лиц органа надзора;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект повышенной опасности, место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя, место нахождения объекта повышенной опасности;

правовые основания осуществления постоянного государственного надзора (конкретный пункт Перечня эксплуатируемых опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), в соответствии с которым в отношении объекта повышенной опасности установлен режим постоянного контроля (надзора)).

Осуществлять постоянный государственный надзор на объекте повышенной опасности могут быть назначены: руководитель, заместители руководителя органа надзора, начальники, заместители начальников структурных подразделений органа надзора, главные государственные инспекторы и государственные инспекторы органа надзора.

Копия приказа руководителя (заместителя руководителя) органа надзора о назначение уполномоченных лиц, осуществляющих постоянный государственный надзор на объекте повышенной опасности, в срок не позднее 3 рабочих дней после его издания направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, эксплуатирующему данный объект, любым доступным способом с последующим вручением назначенными лицами заверенной печатью копии указанного приказа под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, эксплуатирующий объект повышенной опасности, после получения

в соответствии с настоящим положением копии приказа руководителя (заместителя руководителя) органа надзора о назначении уполномоченных лиц, осуществляющих постоянный государственный надзор на объекте повышенной опасности, обеспечивает беспрепятственный доступ каждого назначенного лица к объекту повышенной опасности, документам

и средствам контроля безопасности данного объекта вплоть до отмены руководителем (заместителем руководителя) органа надзора указанного приказа или внесения в него изменений, исключающих данное уполномоченное лицо из числа назначенных осуществлять постоянный государственный надзор на объекте повышенной опасности.

При проведении мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора юридическое лицо обязано обеспечить присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а индивидуальный предприниматель обеспечить личное присутствие или присутствие своего уполномоченного представителя.

В отношении фактов нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора, а также причин и условий, способствующих их совершению, принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, направленные на пресечение, предупреждение и (или) устранение выявленных нарушений обязательных требований.

Обмен документами, сведениями из документов, иной информацией между органами надзора и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объект повышенной опасности, подтверждение соблюдения обязательных требований при осуществлении постоянного государственного надзора может осуществляться с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, в том числе сети «Интернет» в порядке, установленном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты повышенной опасности, обязаны вести журнал учета посещений данного объекта уполномоченными лицами органа надзора

в порядке, установленном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Уполномоченные лица органа надзора при каждом посещении объекта повышенной опасности осуществляют запись в журнале учета посещений юридического лица, индивидуального предпринимателя, содержащую сведения о дате и времени начала и окончания посещения данного объекта, указывает свои должность, фамилию, имя, отчество, а также наименование органа надзора.

Мероприятия, предусмотренные настоящим положением, осуществленные уполномоченными лицами органа надзора, назначенными осуществлять постоянный государственный надзор на объекте повышенной опасности, результаты указанных мероприятий, а также составленные либо полученные при осуществлении постоянного государственного надзора документы и информация фиксируются (включаются) указанными лицами

в надзорном деле объекта повышенной опасности. Порядок формирования

и ведения надзорного дела объекта повышенной опасности, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам и информации, устанавливается Федеральной службой

по экологическому, технологическому и атомному надзору.[3]

Органы, осуществляющие государственный надзор при эксплуатации магистральных газопроводов в различных сферах.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) -- (образована 20.05.2004 г. По Указу Президента РФ вследствие преобразования Федеральной службы по технологическому надзору и Федеральной службы по атомному надзору) федеральная служба России, осуществляющая функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.[4]

Федеральная Инспекция Труда (Рострудинспекция) - ( образована по Указу Президента РФ от 20.07.1994 г. № 1504 «Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции) в ред. от июля 2011 г.) орган надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда, созданный при Министерстве труда и социального развития РФ, Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в организациях всех форм собственности. Основными задачами Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда являются: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях; защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников организаций, ущемляющих эти права; разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда; обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда; содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства РФ и действующих норм и нормативов о труде и охране труда. В соответствии с возложенными задачами Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда выполняют следующие функции. Рострудинспекция: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях; определяет главные направления и приоритеты деятельности государственных инспекций труда; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативно-правовое и материальное обеспечение; анализирует причины нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда и готовит соответствующие предложения по совершенствованию указанных актов; анализирует причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике; дает заключения по проектам строительных норм и правил (СНиП) и других нормативных документов по вопросам строительства о соответствии их требованиям норм и правил по охране труда; участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; ведет прием и рассматривает письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению; готовит и представляет в установленном порядке Президенту РФ ежегодный доклад о деятельности Рострудинспекции и соблюдении законодательства РФ о труде и охране труда. Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными надзорами, органами прокуратуры, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, правовой и технической инспекциями труда объединений профессиональных союзов.[6]

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека( Роспотребнадзор) образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации. Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 612 внесены изменения, в том числе, в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.[6]

Органы, осуществляющие экологический надзор

Образованы по положению о производственном экологическом контроле , разработанное во исполнение требований Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"( в ред. от 25.06.2012 г., с изм. от 05.03.2013 г.)

Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами.

Эта деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный экологический надзор включает в себя:

- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

- государственный надзор в области охраны водных объектов;

- государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

- государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

- федеральный государственный лесной надзор;

- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

- федеральный государственный охотничий надзор;

- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

4. Ведомственный контроль при эксплуатации магистральных газопроводов

Ведомственный контроль, согласно Единой системе управления охраной труда ОАО "Газпром" (ЕСУОТ ПБ в ред. 29.12.2008 г) осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления в отношении подчиненных им предприятий и организаций и включает в себя проверку выполнения требований безопасности и гигиены труда (отдел охраны труда министерства, управления).[7]

На предприятии контроль за охраной труда осуществляется (в соответствии с должностными обязанностями) в порядке подчинённости руководителем, главным инженером, главным механиком, главным энергетиком, другими главными специалистами, руководителями структурных подразделений, мастерами - каждым на своём участке работы.

Основными задачами по охране труда соответствующих руководителей и специалистов предприятия являются обеспечение безопасного и надлежащего санитарного состояния оборудования и инструмента, производственных и вспомогательных помещений и рабочих мест; проведение инструктажа и обучения правилам охраны труда; организация контроля за осуществлением всех этих мероприятий.

Проведение всей организационно-технической работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда возлагается на главного инженера.

Главный инженер:

- руководит разработкой и осуществлением текущих и перспективных планов работы по охране труда;

- анализирует причины травматизма и заболеваемости на производстве;

- организует исполнение указаний вышестоящих и контролирующих органов;

- систематически проверяет в цехах и других структурных подразделениях состояние техники безопасности и санитарно-гигиенических условий труда и принимает оперативные меры по устранению выявленных недостатков;

- контролирует соблюдение требований правил техники безопасности и производственной санитарии в проектах строительства и реконструкции объектов производственного назначения, во внедряемых новой технике и технологии, а также соответствие установленным требованиям эксплуатируемого оборудования, действующих технологических процессов и выпускаемой продукции;

- утверждает акты расследования несчастных случаев на производстве, лично участвует в расследовании аварий и несчастных случаев с тяжелым исходом, обеспечивает разработку и осуществление мероприятий, исключающих их повторение;

- организует разработку и утверждение инструкций по охране труда для всех профессий работников и выполняемых работ;

- организует проверку знаний и повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда;

- утверждает тематику для рационализаторов и изобретателей и подготавливает предложения о проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по охране труда;

- обеспечивает своевременное представление установлен-ной отчётности по охране труда, а также оперативных сведений о несчастных случаях и проводимой работе по их устранению.[7]

Главный технолог предприятия обеспечивает разработку и внедрение рациональных и безопасных технологических процессов, приспособлений, инструмента, а также соблюдение технологических инструкций.

Главный конструктор предприятия обеспечивает разра-ботку безопасных конструкций изготавливаемых предприятием станков, машин, оборудования, приспособлений, установок и другой продукции.[7]

Главный механик и Главный энергетик предприятия обеспечивают своевременное проведение технического обслуживания и ремонта оборудования, грузоподъёмных машин и механизмов, паровых и водогрейных котлов, аппаратов и устройств, работающих под давлением, компрессорных установок, электротехнических установок и устройств, а также вентиляционных и отопительных систем.[7]

Руководитель структурного подразделения:

- следит за исправным состоянием производственных, вспомогательных и бытовых помещений, оборудования и инструмента, приспособлений, транспортных и грузоподъёмных средств, инвентаря и оградительных устройств опасных мест;

- своевременно проверяет и испытывает строповочные приспособления, контролирует правильность их хранения и использования в работе;

- следит за эффективной работой вентиляционных устройств, нормальным освещением помещений и рабочих мест, правильной организацией работы и рабочих мест, чистотой и порядком на вверенном участке, не допуская захламлённости и загромождения рабочих мест, проходов и проездов;

- обеспечивает работающих питьевой водой, спецодеждой, спецобувью и другими средствами защиты, спецмылом и нейтрализующими веществами, а также организовывает своевременную стирку и ремонт спецодежды и спецобуви;

- обеспечивает контроль за соблюдением подчиненными ему работниками правил, инструкций приказов, указаний по вопросам охраны труда;

- обеспечивает работающих инструкциями по охране труда, а производственные участки - необходимыми плакатами, предупредительными надписями и др.[7]

Мастер является организатором создания безопасных условий труда на рабочих местах. Он следит:

- за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, ограждений, средств сигнали-зации и автоматики, работой вентиляционных систем и установок, нормальным освещением рабочих мест;

- обеспечивает правильное и безопасное использование электрооборудования и инструмента, газосварочного оборудования;

- осуществляет мероприятия по охране труда в соответствии с действующим законодательством, приказами, распоряжениями, предписаниями и представлениями;

- совместно с общественным инспектором по охране труда мастер осуществляет оперативный контроль за состоянием охраны труда;

- проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, принимает участие в обучении рабочих по охране труда, ведёт журнал регистрации инструктажей на рабочем месте;

- контролирует использование рабочими спецодежды, спецобуви и других средств защиты, следит за нормальным функционированием бытовых помещений;

- о происшедших несчастных случаях немедленно докладывает начальнику цеха;

- обеспечивает участок средствами наглядной агитации и пропаганды охраны труда.[7]

Изложенные основные обязанности указанных руководителей производства конкретизируются в их должностных инструкциях. Основным содержанием деятельности службы охраны труда предприятия является осуществление контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, на предприятии в целом.

Инструкции по охране труда для работников всех профессий и на все виды выполняемых работ предусматривают обязанность работника перед началом работы проверить исправность оборудования, защитных и блокировочных приспособлений, средств контроля и сигнализации, средств индивидуальной защиты, оценить состояние своего здоровья и готовности выполнять порученную работу. Невыполнение работником этих требований рассматривается как нарушение им трудовой дисциплины, за что работник может быть привлечён к дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.[7]

5. Основные документы, устанавливающие правила безопасности на объектах магистральных газопроводов

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»(ред. от 04.03.2013)

Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Положение об Управлении по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта( РД-01-11-2006 от 3 августа 2006 г. N 742)

Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" ПБ 08-624-03 (Приказ Ростехнадзора от 01.08.2006 N 738).

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приказ от 19.08.2011 № 480 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении порядка расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Положение «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 454. 

Свод правил СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. N 780).