Отдаем журнал бесплатно!

В помощь экологу: расчет фактических выбросов вредных веществ в атмосферный воздух

Экологу приходится ежегодно сдавать различные виды отчетности, и практически каждый из них содержит фактическую информацию о негативном воздействии объекта на окружающую среду. Какие-то данные для отчетности получить довольно просто (например, сведения о передаче отходов на захоронение или утилизацию отражаются в актах и накладных), другие же можно собрать, только проведя специальные расчеты. О таких расчетах мы расскажем в статье на примере фактических выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

 

Данные расчеты могут потребоваться в нескольких случаях. Первый (и самый необходимый) — расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

 

Напомним, обязанность вносить плату за НВОС установлена п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты, оказывающие НВОС, IV категории.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3.

 

Плата за НВОС взимается за следующие его виды:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

При расчете платы за выбросы (строка 40 декларации о плате) учитываются выбросы в пределах предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ), временно согласованных выбросов (далее — ВСВ) и сверхлимитные выбросы. Кроме того, отдельно учитываются выбросы от сжигания попутного нефтяного газа (строка 60 декларации о плате).

Для расчета суммы платы за выбросы ставка платы за выброс 1 т загрязняющего вещества в атмосферный воздух[1] (руб./т) умножается на фактический выброс по каждому загрязняющему веществу (т) в пределах ПДВ, ВСВ или сверх установленных лимитов.

Помимо расчета платы за НВОС, фактический выброс вредных веществ необходимо указывать при заполнении формы статистической отчетности № 2-ТП (воздух).

 

Извлечение
из Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения

(утв. Приказом Росстата от 04.08.2016 № 387 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»)

1. Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
2. […]
Сведения предоставляются по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения) или индивидуальному предпринимателю:
– с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год;
– с объемом разрешенного выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 классов опасности.
[…]
6. […] Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке. […]
[…]

 

Разберемся подробнее, что такое фактические выбросы и как их рассчитать.


[1] Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты к ним утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

В помощь экологу: расчет фактических выбросов вредных веществ в атмосферный воздух

Экологу приходится ежегодно сдавать различные виды отчетности, и практически каждый из них содержит фактическую информацию о негативном воздействии объекта на окружающую среду. Какие-то данные для отчетности получить довольно просто (например, сведения о передаче отходов на захоронение или утилизацию отражаются в актах и накладных), другие же можно собрать, только проведя специальные расчеты. О таких расчетах мы расскажем в статье на примере фактических выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

 

Данные расчеты могут потребоваться в нескольких случаях. Первый (и самый необходимый) — расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

 

Напомним, обязанность вносить плату за НВОС установлена п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты, оказывающие НВОС, IV категории.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3.

 

Плата за НВОС взимается за следующие его виды:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

При расчете платы за выбросы (строка 40 декларации о плате) учитываются выбросы в пределах предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ), временно согласованных выбросов (далее — ВСВ) и сверхлимитные выбросы. Кроме того, отдельно учитываются выбросы от сжигания попутного нефтяного газа (строка 60 декларации о плате).

Для расчета суммы платы за выбросы ставка платы за выброс 1 т загрязняющего вещества в атмосферный воздух[1] (руб./т) умножается на фактический выброс по каждому загрязняющему веществу (т) в пределах ПДВ, ВСВ или сверх установленных лимитов.

Помимо расчета платы за НВОС, фактический выброс вредных веществ необходимо указывать при заполнении формы статистической отчетности № 2-ТП (воздух).

 

Извлечение
из Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения

(утв. Приказом Росстата от 04.08.2016 № 387 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»)

1. Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
2. […]
Сведения предоставляются по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения) или индивидуальному предпринимателю:
– с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год;
– с объемом разрешенного выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 классов опасности.
[…]
6. […] Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке. […]
[…]

 

Разберемся подробнее, что такое фактические выбросы и как их рассчитать.


[1] Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты к ним утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2017.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам