Закон о стандартизации
Процедура стандартизации направлена на разработку, опубликование и использование стандартов по определенным нормам закона. Применяются также правила стандартизации для создания безопасной среды для продукции, работ, услуг, для здоровья и жизни граждан. Регулируется процесс Федеральным Законом № 162 и специальными органами, уполномоченными руководить разработкой и утверждать нормативные документы по правилам стандартизации.
Описание закона о стандартизации
Федеральный Закон № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 19 июня 2015 года. 24 июня был одобрен Советом Федерации. Вступление в силу настоящего законопроекта приходится на 29 июня 2015. Последние изменения вносились в документ 3 июля 2016 года.
Рассматриваемый закон регулирует правовые основы стандартизации и функционирование национальной системы стандартизации. Одним из важных направлений нормативного акта является обеспечение единой государственной политики в данной области.
Каждый закон преследует какую-либо цель. Цели ФЗ № 162:
- помощь в развитии социальной и экономической сферы в России;
- помощь России интегрировать в мировую экономику и в международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- способствовать улучшению качества жизни граждан;
- предоставить оборону стране и безопасность для государства;
- осуществлять техническое перевооружение промышленности;
- улучшать качество продукции, качество выполняемых работ, качество оказания услуг и повышать конкурентоспособность продукции российских производителей.
Согласно положениям закона, чтобы достичь вышеуказанные цели, необходимо реализовывать задачи. По Федеральному Закону о стандартизации, задачи следующие:
- использовать передовые технологии для поддержания и развития инновационных секторов экономики;
- повышать уровень безопасности, жизни и здоровья людей;
- сохранять и поддерживать безопасность окружающей среды, животных, растений;
- сохранять безопасность имущества юридических и физических лиц;
- сохранять в безопасности имущество государства и муниципалитетов;
- создавать условия для развития системы жизнеобеспечения граждан при наличии чрезвычайных ситуаций;
- оптимизировать номенклатуру продукции, предоставить ее совместимость и взаимозаменяемость, оптимизировать затраты на эксплуатацию и утилизацию;
- при закупке товаров, работ или услуг обязательно использовать систему стандартизации;
- предоставлять единство измерений;
- не осуществлять действий, приводящих потребителей в заблуждение;
- рационально использовать ресурсы;
- внедрить применение международных и региональных стандартов.
При выполнении всех вышеуказанных задач следует достижение поставленных целей.
Скачать текст ФЗ о стандартизации
Разрабатывать государственную политику в области проведения стандартизации вправе федеральный орган исполнительной власти. Во власти данного учреждения проводить надзор за выполнением всех законных норм в области измерения стандартов. По истечению года, сотрудники федерального исполнительного органа власти предоставляют в Правительство России доклад, в котором указывается о состоянии работ в области стандартов. В компетентности работников данного органа является разработка стратегических и приоритетных направлений развития национальной системы стандартов.
Чтобы узнать какие есть нюансы в разработке политики стандартов продукции (ФЗ о безопасности пищевой продукции здесь: ), работ и услуг, следует изучить полный текст документа. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации» можно по ссылке.
Последние изменения, внесенные в ФЗ 162 о стандартизации
- не принудительность использования документации по унификации измерений;
- обязательное использование документации, касающейся некоторых объектов, указанных в 6 статье;
- при процессе унификации измерений создание комплексности и системности;
- использование правил и принципов, соответствующих развитию науки, техники и опыту иностранных государств и России;
- поддержание открытости при разработке документации о стандартизации;
- документальное установление требований по осуществлению контроля за выполнением процедуры унификации измерений;
- вся документация обязана соответствовать техническим регламентам в России;
- определенные стандарты не должны быть противоречивыми друг другу;
- информация о принятых стандартах должна быть открытая, за исключением некоторых ограничений по законам РФ.
Изменения коснулись 2 пункта рассматриваемой статьи. Было принято решение добавить фразу о том, чтобы включить перечень бумаг по унификации измерений, обеспечивающих безопасность движения на дороге.
14 статья закона о стандартизации
Положения 14 статьи указывают на перечень документов, относящихся в системе стандартов:
- документация национальной системы стандартов;
- общие классификаторы, принятые на территории России;
- стандарты учреждений и технические условия;
- правила, касающиеся процесса установления стандартов;
- иные бумаги, предусматривающие специальные требования по объектам стандартизации, указанным в 6 статье рассматриваемого закона.
При последней редакции в 14 статью изменения и дополнения не вносились.
Статья 29 Федерального Закона № 126
Данная статья содержит положения, касающиеся федерального информационного фонда стандартов. Данный орган создан, чтобы организовывать:
- централизованный учет и систему хранения документации;
- хранение бумаг, утративших свою силу (хранятся подобные бумаги в течение 10 лет);
- обмен документацией о стандартах измерений с международными органами, региональными и национальными учреждениями иностранных государств;
- выдачу гражданам и иным органам документации о стандартах по их запросам;
- выдачу информации о документах и копии документации национальной системы унификации измерений.
По закону, порядок осуществления деятельности федерального информационного фонда стандартов определяется Правительством России.
При последней редакции в 29 статью не вносились изменения.
Федеральный Закон о стандартизации направлен на развитие социальной и экономической сферы в Российской Федерации. Целью закона является интеграция в международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера.
Источник: 210fz.ru
162 ФЗ о стандартизации в Российской Федерации
Единый порядок при выполнении даже самого простого действия помогает достигать результата намного быстрее. Если же речь идет о таком масштабном явлении, как комплекс продуктов, работ и услуг, то очевидно, что унифицированная система стандартов здесь необходима как воздух. Ее суть в полной степени отражает Федеральный закон о стандартизации в РФ.
Общие положения 162 ФЗ
162 закон о стандартизации является одним из самых «молодых» в истории российского права. Его актуализация датируется 19 июня 2015 г., в день, когда закон приняли представители Госдумы. Совфед России одобрил законопроект пятью днями позже, 24.06.2015. Закон был отредактирован спустя год и один месяц, 3.07.2016. Поскольку утвержденное количество стандартов, действующих на территории страны, многочисленно, существует необходимость в регулировании их на основе комплексного, но единого свода правил. Важным условием является приверженность унифицированным принципам политики государства. Невозможно соблюдать стандарты в той или иной области, если их нормы на федеральном и региональном уровнях разнятся. Именно поэтому закон о стандартизации имеет большую ценность.
В составе ФЗ 162 выделяют 11 глав и 35 статей. Их основное содержание направлено на:
- Интеграцию России в интернациональные системы стандартизации для повышения статуса страны;
- Прогрессивный рост качества жизни всех социальных слоев;
- Меры на усовершенствование государственных программ в экономике и социальной сфере;
- Повышение оборонной способности и безопасности страны;
- Модернизацию вооружения и оборонной промышленности;
- Совершенствование стандартов продукции, всех этапов производства, качества предоставляемых услуг.
О последних изменениях в ФЗ о психиатрической помощи можно прочесть тут:
Закон предусматривает, что реализуемая программа внедрения единых стандартов будет содержать:
- Применение последних разработок науки и техники для развития инноваций в экономике;
- Внедрение стандартов регионального уровня наравне с интернациональными.
ФЗ 162 делает обязательным:
- Унификацию измерений;
- Предоставление только достоверной информации для потребителей;
- Оптимальную эксплуатацию ресурсов;
- Адаптацию и улучшение номенклатуры продуктов, оптимизация расходов на использование и переработку;
- Применение системы стандартов в процессе закупки.
Также для стандартизации соблюдаются следующие принципы:
- Способствование росту уровня безопасности и жизни граждан РФ;
- Охрана окружающей среды, флоры и фауны;
- Защита имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам;
- Меры по защите государственного и муниципального имущества.
Последние поправки, внесенные в закон о стандартизации
С точки зрения юрисдикции закон о стандартизации является технически доработанным и оптимальным по содержанию документом. Его структура не подвергалась многочисленным доработкам. Поправки в законе появились только в 2016 году, в апреле и июле. Июльская редакция закона (3.07.2016) содержит несколько изменений, главные из которых затронули статью четвертую на основе ФЗ 296.
Ознакомьтесь с последними изменениями в ФЗ №184 перейдя по ссылке:
Измененная версия ст. 4 гл. 1
Отражает свод ключевых тезисов текущего ФЗ. Обосновывается свобода в принципе применения документов, касающихся стандартизации в целом. Утверждается обязательность в использовании документации, которая затрагивает оборонные и стратегические объекты, а также продукцию сферы атомной энергии. Оговаривается, что терминология и комплекс характеристик и норм, которые используются в тематической отечественной документации, должны соответствовать современным инновациям, в том числе и зарубежной практике. Процесс разрабатывания и подготовки документации национальной системы стандартизации должен быть открытым для доступа, соблюдается принцип толерантности, свободы выражения мнений.
В документации также фиксируются положения, помогающие контролировать выполнение основных пунктов. Особо выделен тезис о том, что национальные стандарты не могут противоречить друг другу. Содержание документации о стандартизации обязано коррелировать со сводом актуальных технических регламентов, находящихся в ходу в РФ. Весь процесс, затрагивающий оборот документов по стандартизации, начиная от этапа создания и заканчивая возможной отменой, унифицируется. Вся информация, содержащаяся в документации, должна быть доступной. Исключение составляют данные по стандартизации, относящиеся к засекреченным или ограниченным для доступа в соответствии с законодательством.
Поправки в ст. 14
Перечисляет входящие в систему стандартизации документы, а именно:
- законодательные акты национального уровня;
- систематизированные перечни, общие для Российской Федерации;
- документы с техническими требованиями и стандартами для организаций;
- процедура по внедрению стандартизации;
- свод правил и законодательных актов для специализированных объектов стандартизации (оборонные заведения, секретное производство и пр.).
Данные изменения не относятся к последней редакции.
Актуальная версия ст. 29
Описание основ деятельности Федерального информационного фонда стандартов, подведомственного правительству России. В его фундаментальные задачи входит порядок учета и сохранности документов, включая утратившие силу акты. В случае соответствующего запроса фонд регулирует процесс обмена документами стандартизации с интернациональными организациями. Строго контролируется процедура выдачи актов гражданским лицам и учреждениям. Описанные изменения не входят в последнюю редакцию.
Скачать текст 162 ФЗ о стандартизации в последней редакции
Для юрисдикции не существует плохих или хороших стандартов. Принятая и утвержденная законодательством система стандартизации является обязательной для исполнения. Незнание ее основ может негативно сказаться на производителях продукции разных видов. В свою очередь, рядовые граждане, изучив главные принципы закона, могут составлять свое мнение о качестве приобретаемых товаров или услуг.
Скачать Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» в его последней версии можно по ссылке.
Федеральный закон о стандартизации в России № 162 утверждает перечень правил для контроля над качеством продуктов, работ и услуг, а также жизни и здоровья граждан РФ. Важным условием стандартизации является приверженность унифицированным принципам политики государства.
Источник: lawlinks.ru
162 фз о стандартизации в российской федерации
С 1 июля 2016 г. в России заработал в полном объеме Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
Закон определяет стратегические цели национальной системы стандартизации.
В Законе установлены, в частности:
– организационные и правовые основы национальной системы стандартизации, урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации;
– определены основные понятия, цели и принципы стандартизации, сфера регулирования, основные направления государственной политики в сфере стандартизации, виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения;
– процедура создания технических комитетов по стандартизации, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.
Закон отнес к документам национальной системы стандартизации – национальный стандарт Российской Федерации , в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации и предварительный национальный стандарт Российской Федерации, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.
П омимо документов национальной системы стандартизации к документам по стандартизации Закон отнес общероссийские классификаторы, стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил.
Закон определил, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, но в то же время п рименение национального стандарта является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Закон направлен на стимулирование развития отечественного производства и повышение уровня импортозамещения за счет установления требований к объектам закупки в стране на основе национальных стандартов Российской Федерации, разработанных с учетом интересов российского бизнеса.
Закон качественно изменил регулирование в сфере закупок. Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон № 223-ФЗ, которые обязали заказчиков при составлении описания объекта закупки использовать требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и функциональных характеристик товара, работ, услуг, которые предусмотрены документами применяемыми, в национальной системе стандартизации. Предприниматели, участвующие в закупках, должны поставлять продукцию в соответствии с требованиями, установленными заказчиком. При этом правильное применение национальных стандартов позволит участникам закупок избежать ошибок при оформлении заявок на участие, а также повысить качество поставляемых товаров и услуг.
162 фз о стандартизации в российской федерации С 1 июля 2016 г. в России заработал в полном объеме Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
Источник: rost-standard.okis.ru
Заработавший накануне ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» изменит многое
Опубликовано: 10.07.2016 Рубрика: Новости Автор: Единый Стандарт
С 1 июля полностью вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Обе палаты парламента приняли его еще в июне 2015 года, однако было решено, что часть положений заработает только через год (читайте о подготовке ФЗ «О стандартизации», – ред.). Некоторые другие статьи закона начали действовать практически сразу после принятия ФЗ. К примеру, уже в 2015 году законодатели стали включать в новые законопроекты ссылки на ГОСТы, как это предусматривает новый закон. «Никто не запрещает при подготовке нормативно-правовых актов включать ссылку на конкретный стандарт, понимая, что эта норма заработает после вступления в силу закона о стандартизации», – вот так этот аспект прокомментировал тогдашний заместитель руководителя Росстандарта (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, – ред.) Александр Владимирович Зажигалкин. Норма о возможности ссылок на ГОСТы в законах и других официальных документах (Статья №25, – ред.) – только одно из масштабных изменений, которые ФЗ № 162 привносит в сферу разработки и использования стандартов. По словам руководителя Росстандарта Абрамова Алексея Владимировича, введение нормы представляет собой…
Цитата: ‘…решение проблемы необязательности стандартов при сохранении у государства возможности включения государственного регулирования в этой сфере’
По его словам, когда деятельность по стандартизации регулировалась только ФЗ «О техрегулировании» стандарты воспринимались, как что-то вторичное по отношению к техническим регламентам. К тому же, при создании нормативных актов с технической составляющей раньше очень сильно искажалась суть регулирования, которое эти акты осуществляли. А.В. Абрамов пояснил: это происходило оттого, что к разработке подключались бухгалтеры, экономисты и юристы, которые «со своей колокольни» шлифовали формулировки документов и, сами того не ведая, «выхолащивали» техническое содержание. А.В. Абрамов верит, что наличие прямых ссылок на ГОСТы в законах урегулирует проблему – «это позволит юристам сконцентрироваться на юридических вопросах, инженерам – на технических». Он также добавил, что норма ФЗ «О стандартизации…», о которой идет речь, также ускорит саму работу по выработке нормативных актов.
В соответствии с новым законом ссылки на национальные стандарты появятся и в контрактных требованиях тендеров. Принятый ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» обязывает заказчиков при описании объекта закупки применять документы национальной системы стандартизации (стандарты и информационно-технические справочники, – ред.). Обозреватель газеты «Аргументы и Факты» в статье по этому поводу высказывает уверенность, что, благодаря такому требованию нового закона, повысится качество бизнес-процессов в закупках, поскольку возрастет прозрачность конкурсных процедур. Ожидается выгода и для организаторов тендеров, так как ссылки на стандарты заставят более эффективно расходовать средства под заказ и скажутся на вопросе определения надежности ожидаемых поставок.
Новый закон признает ТУ (Технические условия, – ред.) документом по стандартизации, со всеми вытекающими последствиями для отношения рынка к этому документу. Это Статья закона №21. Его составление и применение станет более ответственным делом. Также изготовитель сможет обращаться в профильный технический комитет Росстандарта, чтобы тот провел экспертизу ТУ. В русле той же тенденции и Статья №26, ужесточающая ответственность производителей за публичные заявления о соответствии их продукции национальным стандартам. Теперь, если какое-либо предприятие заявляет о том, что его продукция соответствует ГОСТу, то требования этого ГОСТа становятся для предприятия обязательными. Интересное для малого бизнеса изменение правил, связанное с появлением ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», относится к проблематике работы технических комитетов (ТК, – ред.) при Росстандарте. Стандарты в ТК станут принимать полным консенсусом. По мнению специалистов по стандартизации, это сделает значимым голос даже одного эксперта, участвующего в работе. Это напрямую скажется на заинтересованности в разработке ГОСТов небольших компаний, так как их интересы в технических комитетах зачастую представлены небольшим числом экспертов. В посвященной выходу ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» презентации на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей говорится, что появление закона о стандартизации необходимо, поскольку ситуация, при которой сферу выработки стандартов регулирует Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техрегулировании» «нацеливает систему стандартизации в основном на «обслуживание» технических регламентов». Кроме того, в презентации подчеркивается, что ФЗ «О техрегулировании» не может «служить двум господам» – техрегулированию и стандартизации – еще и потому, что содержит много исключений в Статье №1.
С 1 июля заработал в полном объеме принятый ранее Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», в отрасли стандартизации закон меняет многое: теперь в принимаемых нормативно-правовых актах обязательно ставить прямые ссылки на ГОСТы, стандарты становятся обязательными для производителей, которые заявили о своем соответствии этим стандартам, ТУ приобретают статус документа по стандартизации, возрастет роль одного эксперта в техническом комитете при разработке новых ГОСТов.
Источник: 1cert.ru
Вступил в силу Федеральный закон № 162 «О стандартизации в Российской Федерации»
ТУ включены в перечень документав по стандартизации!
Закон разработан в связи со вступлением нашей страны в ВТО и направлен на совершенствование национальной системы стандартизации. Применяемая терминология унифицирована с международной.
Технические условия официально включены в перечень документов по стандартизации!
В среде специалистов в области стандартизации и пищевой промышленности активно распространялись мнения о том, что Технические условия изжили себя и в скором будущем данная форма нормативно-технической документации будет отменена.
Но вопреки этим мнениям, вступивший в силу Федеральный закон № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» официально закрепил понятие «Технические условия».
Статья 2. Основные понятия
Технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).
Согласно статьи 14 Гл. 4 Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» ТУ на сегодняшний день официально включены в перечень документов по стандартизации.
Глава 4. Документы по стандартизации
Статья 14. Виды документов по стандартизации
К документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:
1) документы национальной системы стандартизации;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
Статья 21. Стандарты организаций и технические условия
- Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.
- Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.
- Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).
В Федеральном законе № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» прописаны также требования к национальной системе стандартизации, федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.
Новым является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации. Они создаются на временной основе. Определены виды документов по стандартизации. Детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов.
Закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту (в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации). Закон предполагает возможность применения ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.
Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. Предусмотрено формирование федерального информационного фонда стандартов.
На федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации возложено официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. При в этом в открытом доступе на сайте указанного органа должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. Также документы национальной системы стандартизации будут предоставлять государственным библиотекам.
Скоро появится Знак национальной системы стандартизации!
Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации. Таким знаком будет маркироваться продукция, произведенная по национальным стандартам. «Присвоение Знака национальной системы стандартизации будет повышать доверие потребителей к качественной отечественной продукции» — отметил первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин.
Статья 31. Знак национальной системы стандартизации
- Знаком национальной системы стандартизации маркируются документы национальной системы стандартизации для информирования заинтересованных лиц о принадлежности к национальной системе стандартизации, а также может маркироваться продукция, соответствующая национальному стандарту, и (или) эксплуатационная или иная документация, прилагаемая к такой продукции.
- Знак национальной системы стандартизации не является специальным знаком и наносится в информационных целях.
Положение вступает в силу с 1 июля 2016 года. В предусмотренный переходный период Росстандарт должен установить порядок применения знака национальной системы стандартизации; утвердить показатели и индикаторы, на основе которых будут оцениваться результаты работ по стандартизации в национальной системе стандартизации; определить порядок и условия предоставления документов национальной системы стандартизации государственным и академическим библиотекам.
Закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.
сотрудники НПЦ «Агропищепром» Юлия Саввина, Юрий Аверков
Разработка технических условий на продукты, готовые технические условия на продукты питания.
Источник: agropit.ru
Станьте первым!